Поэзия в красках
Автор: А.Соляник
Практика легко подтверждает расхожее утверждение о том, что если человек талантлив, то он талантлив во всем. Для примера можно взять историю искусств 15 – 16 в.в., где что ни личность художника, поэта или музыканта, то чаще всего многие дарования сочетались в одном лице. Леонардо да Винчи, легендарный художник, был еще и гениальным творцом инженерной мысли, и поэтом, и анатомом – исследователем. А художник Немецкого Возрождения А.Дюрер оставил после себя не только живописные шедевры и утонченную графику, но и труды по естественным наукам и даже трактат по стихосложению. Возможно, время было такое, «Человек» - звучало гордо.
Человеку, созданному по облику Божьему, изначально даны при рождении всесторонние способности и возможности их развития. Но востребованность в широкообразованных, творчески активных представителях человеческого общества возникает не всегда. Что является тому причиной – непонятно. Но в России, как нигде в другой стране, никогда не возникает востребованности Личности. Лучшие сыны и дочери государства Российского притеснялись и уничтожались, в лучшем случае – не замечались властью. Самые талантливые и гениальные и живут трудно, и не имеют возможности при жизни чувствовать себя признанными и защищенными в правах. Такова история русского искусства, и если в такой стране продолжает развиваться культура и искусство, а российские художники, музыканты и поэты продолжают удивлять и восхищать мир своим мастерством и своим талантом, это говорит только об одном – «не оскудела Россия талантами», не иссяк ее творческий потенциал. На смену уходящему поколению приходит новое, со своими взглядами, пристрастиями и идеалами, но такое же творчески одаренное, активное, «не жалеющее живота своего» во имя процветания будущего родины.
Посетив картинные галереи и мастерские художников Алтая, я с восхищением отметила, как много интересных самобытных художников в Республике Алтай, как многогранна тематика их работ, как разнообразны техники, как велико их желание передать красоту и неповторимость горного края. Приятно открывать для себя новые имена, удивляться нестандартному взгляду. Можно много и с восторгом говорить об увиденном, но хочется остановиться на творчестве уже хорошо знакомой мне по выставкам Лилии Юсуповой, поэта и художника в одном лице.
Я давно слежу за ее судьбой и не перестаю удивляться ее энергии и всеохватности жизни. В самом облике этой женщины запечатлены художественность и поэтичность. Ее мягкий голос, приятные манеры, доброжелательность к собеседнику и какая-то магнетическая сила духа, притягательное обаяние покоряют, вовлекая в свою ауру, и ты невольно становишься соучастником, сотворцом ее произведений. Это касается и ее стихов и ее картин. Еще лет семь назад я обратила внимание на ее натюрморты, они поразили меня своей философией.
Именно это заставило меня возвращаться к ее картинам снова и снова. Хотелось прочесть, угадать смысл в странном, дисгармоничном, иногда абсурдном мире вещей на ее работах. Трогательная, тонкая манера, какое-то эфемерное существование предметов в картинах. Тонкое эстетическое мышление – все казалось необычным с точки зрения школы, но тем и притягивало – сущностью индивидуальности, самобытностью и неординарностью мышления. Прошло семь лет с моей первой встречи с искусством Лилии Юсуповой. В ее судьбе за это время случилось много трагичного, но, несмотря на суровые испытания судьбы, она не только не изменила своих взглядов на прекрасное в жизни и в искусстве, но, более того, укрепилась в своих идеалах, обрела четкую философскую ориентацию в творчестве, отточила свое мастерство в живописи. И если раньше ее живопись не отражала ее поэтического стиля, казалось, что поэт Л.Юсупова- это традиционно классическая форма, реализм, лишенный какого-либо романтического привкуса, абсолютная строгость и лаконичность слога, простота изложения, а в живописи, наоборот – изысканность линий, игра с формой, ирония, некоторая абстрактность мышления.Последние работы художницы все более приближаются к ее поэзии – это и философские пейзажи («Небесный фонарь», «Дорога»), и романтические женские образы в серии «Ню», и символические картины – «Сон», «Пророк». Картины Л. Юсуповой – это вечный вопрос, стоящий перед художником: «Кто я? Зачем я пришла на эту землю? Что есть творчество?» Для нее свойственно бесконечное исследование собственной души в разных аспектах существования, которое выливается в поиск истины через поэзию и живопись. Как мир вокруг влияет на творчество художника, так и искусство, в свою очередь, оказывает влияние на общественную жизнь, на человека конкретно. Наиболее ярко эти взаимодействия можно проследить на судьбе художника (поэта, музыканта). Искусство не стоит на месте, а, опережая жизнь, стимулирует ее, являясь раздражителем, импульсом к прогрессу. В нем, как в зеркале, отражается взлет и падение общественных критериев: нравственности, духовности, эстетического начала. В живописи Юсуповой, на примере ее работ легко прослеживается наше время, время разлома, раскола, распада старого мира с его болезненной экзальтацией и парадоксальностью. Отсюда в натюрмортах художницы и мучительные ощущения времени («Мои часы», «Часы», «Свеча») и образы разлома («Разбитая чашка», «Натюрморт с часами», «Разделение»), и предупреждение об ответственности человечества за судьбу своей планеты, своей земли («Пророк»). И это не удивительно – женщина всегда наиболее тонко и остро чувствует катаклизмы в обществе, как носитель духовного и созидательного. В последнее время Л. Юсупова все чаще вводит в свои работы женские образы, в чьих лицах читаются чувства, тревожащие автора. Даже в такой символической работе как «Сон», в позе обнаженной женщины, качающейся на волнах штормящего моря, показано не эротическое начало, а романтические грезы о жизни прекрасной, свободной и одухотворенной, где образ моря и женский образ слиты воедино: красота, полнота жизни и бесконечный простор. Абсолютно противоположные чувства – отчаянье, одиночество, безысходность, опустошение показаны в другой картине – «Брошенная», где даже открытая дверь – это символ ухода, а не выхода из ситуации. Не случайно не видно лица женщины – все чувства заключены в ее позе.
Пока у художника присутствует неудовлетворенность, потребность выразить «тоску мятежной души» в своем творчестве – он будет полон сил и энергии, создавая свои произведения. Страсть – непременное условие для творца. Гонимые ею, способны на высокое и запредельное, равно как и на низкое и пошлое – все зависит от сути личности. Лилия Юсупова – хороший образец сочетания интеллектуального и духовного начала в женщине. В ней сливается эмоциональность и твердость характера с невероятной женственностью, эстетизмом и глубокой сострадательностью к ближнему. Все эти качества – суть ее творчества. Молодая женщина, очень современная, талантливая, красивая, умная – женщина будущего, несущая в себе лучшие качества женщин прошлых веков, в том числе идеальных женщин с картин эпохи Возрождения.
А. Соляник, Омск (2004 г.)