У души не бывает выходных
Автор: Светлана Костина
Лирика Лилии Юсуповой имеет удивительное свойство – она запоминается. Ее стихи, проникнутые духовным светом и глубокой мудростью, попадают точно в сердце… Проходит время, и ты их неожиданно вспоминаешь, например это:
Будем жить, не попрекая,
Будем лить не яд, а мёд:
Жизнь короткая людская –
Словно бабочки полёт…
Ведь правда красиво? Новые стихи Лилии Джигангеровны, как и литературные успехи, – это всегда радость для нас, ее читателей. Недавно в СМИ прозвучала приятная новость о том, что Лилия Юсупова стала дипломантом пятого Берлинского международного литературного конкурса «Лучшая книга года-2014», а также получила специальный диплом Берлинского литературного института им. А.П. Чехова «За мастерское владение поэтическим словом». Корреспондент нашей газеты лично поздравила поэтессу с победой и поговорила с ней о ее творческой судьбе.
***
- Скажите, вы помните время, когда осознали себя поэтом?
— Такого осознания нет до сих пор. Для меня стихи – привычный продукт жизнедеятельности:
Стихи готовить просто – мыслю я, –
Как и любое творческое блюдо:
Различные фрагменты бытия,
Как винегрет, крошу в одну посуду.
- Когда вы начали писать стихи?
— Первое стихотворение написала в 10 лет. Первая тетрадка со стихами появилась, когда мне было 15. Подростковая энергия требовала выхода – и находила его в творчестве. Но, выросшая на классике, я отлично понимала, что стихи были подражательны и несовершенны, поэтому долгое время никому их не показывала. В первую книгу «Мой голос» вошли уже зрелые произведения, за которые не стыдно и сейчас. Тогда же обозначилось и творческое кредо.
Стремилась я всегда к тому, чтоб слог
Весь мир в одну строку вместить бы мог:
Длинноты на поверхности листа
Как дырки в сыре – только пустота.
И я крою без жалости стихи,
Чтоб были строки ёмки и легки…
- У каждого поэта свой рецепт создания поэтических произведений. Как это происходит у вас?
— Отвечу рифмами:
Стихи – не развлеченье, а работа,
Которая для глаза не видна,
А между тем и ночью, и в субботу
Идет безостановочно она,
Когда горит, сжигая бытиё,
Моя душа, весь мир беря на плечи.
И чем сильней горение её –
Тем ярче поэтические речи.
У души не бывает выходных…
- Как вы думаете, нужен ли пишущему человеку выход на читателя? Для кого (или во имя чего) вы пишете свои стихи?
— Я пишу для себя – это один из способов самореализации — и к уже написанному материалу не привязываюсь.
Я забываю старые стихи,
Как забывают старые грехи.
И не моею жизнью с давних лет
Живут стихи, отпущенные в свет…
Но с публикой общаться мне нравится – это возможность проверить, удались ли те или иные новые произведения, вживую увидеть реакцию людей.
- Что самое губительное для творчества?
— Наверное, самоуспокоение. Но это мне не грозит.
- Вы стали дипломантом пятого Берлинского международного литературного конкурса. Расскажите об участии в этом конкурсе, что вас подвигло в нем участвовать, и вообще, на ваш взгляд, нужны ли такие мероприятия пишущим людям? Что они дают авторам?
— Любой творческий конкурс – это соревнование сильных соперников, возможность проверить себя. У меня несколько наград международных конкурсов, где я участвовала как переводчик (посылая свои поэтические переводы), как драматург, как поэт. Мне интересно осваивать разные жанры, учиться чему-то новому. А в Берлине оценивался конечный литературный продукт – изданная поэтическая книга. Конечно, приятно, что она получила одобрение жюри, потому что я сама набираю текст каждой своей книги, продумываю ее дизайн, оформление обложки. Но…
Что обложка? Для книги лишь корка она.
В книге, как в пироге, нам начинка важна.
- Как вы относитесь к современной поэзии?
— Сейчас в моде заумь и эпатаж. Я как-то прочитала откровения одного редактора: «Если стихи написаны в классической манере, мы их сразу выбрасываем в корзину. В результате часто за эталон выдаются совершенно пустые произведения, но написанные «по-новому». Однако мода проходит, а классика остается.
Обмельчала душевная мерка –
Не в ходу стала истины суть:
За шедевр выдаётся подделка,
А за мудрость – словесная муть.
Переделаны минусы в плюсы:
Правде тряпкой закрыли лицо
И в отместку высокому вкусу
Высшей пробой назвали гнильцо.
Как же чёрная сила сумела
Обдурить белый свет задарма?
Или я вдруг умом ослабела,
Или все посходили с ума?
Только верю, что Вечность сурово
Отсечёт новомодную блажь –
И останется вещее Слово,
А не жалкий словесный муляж…
- Какие темы наиболее интересны для вас как для поэта?
— Я люблю философские вещи — и в поэзии, и в живописи. Произведение должно заставлять думать. Самые важные темы – время, творчество, любовь. Не случайно так называются мои венки сонетов.
- Что раньше появилось в вашей жизни — картины или стихи?
— Я рисую с раннего детства, и рисование всегда было моим любимым занятием. Кстати, первые конкурсы, в которых я принимала участие, были конкурсы детского рисунка. В 13 лет, например, я стала победителем областного конкурса (в Ульяновске). То есть стремление посоревноваться в творчестве у меня с детства.
Стихи появились позже рисунков, так как поэзия требует от человека большей душевной зрелости.
- Как вам удается сочетать в жизни медицину и искусство? Одно другому не мешает?
— Мешает.
Унылой прозой стала жизнь моя –
Душа забыла тонкие вибрации:
Во сне стихи писала прежде я,
Теперь пишу отрывки диссертации.
Хотя это тоже творчество, только в другом аспекте. Приходится прилагать много усилий, чтобы был результат: гораздо больше, чем того требуют стихи. Впрочем, я привыкла заниматься сразу многими делами — так интереснее жить. Древнеримский философ Сенека наставлял:
Доступны любые свершенья и знанья
Имеющим высшее благо — сознанье.
Я с ним совершенно согласна.
Беседовала Светлана Костина (Газета «Звезда Алтая», 8 июня 2014 года)