У души не бывает выходных

Лирика Лилии Юсуповой имеет удивительное свойство – она запоминается. Ее стихи, проникнутые духовным светом и глубокой мудростью, попадают точно в сердце… Проходит время, и ты их неожиданно вспоминаешь, например это:

Будем жить, не попрекая,

Будем лить не яд, а мёд:

Жизнь короткая людская –

Словно бабочки полёт…

Ведь правда красиво? Новые стихи Лилии Джигангеровны, как и литературные успехи, – это всегда радость для нас, ее читателей. Недавно в СМИ прозвучала приятная новость о том, что Лилия Юсупова стала дипломантом пятого Берлинского международного литературного конкурса «Лучшая книга года-2014», а также получила специальный диплом Берлинского литературного института им. А.П. Чехова «За мастерское владение поэтическим словом». Корреспондент нашей газеты лично поздравила поэтессу с победой и поговорила с ней о ее творческой судьбе.

 

***

- Скажите, вы помните время, когда осознали себя поэтом?

 

— Такого осознания нет до сих пор. Для меня стихи – привычный продукт жизнедеятельности:

 

Стихи готовить просто – мыслю я, –

Как и любое творческое блюдо:

Различные фрагменты бытия,

Как винегрет, крошу в одну посуду.

 

- Когда вы начали писать стихи?

 

— Первое стихотворение написала в 10 лет. Первая тетрадка со стихами появилась, когда мне было 15. Подростковая энергия требовала выхода – и находила его в творчестве. Но, выросшая на классике, я отлично понимала, что стихи были подражательны и несовершенны, поэтому долгое время никому их не показывала. В первую книгу «Мой голос» вошли уже зрелые произведения, за которые не стыдно и сейчас. Тогда же обозначилось и творческое кредо.

 

Стремилась я всегда к тому, чтоб слог

Весь мир в одну строку вместить бы мог:

Длинноты на поверхности листа

Как дырки в сыре – только пустота.

И я крою без жалости стихи,

Чтоб были строки ёмки и легки…

 

- У каждого поэта свой рецепт создания поэтических произведений. Как это происходит у вас?

 

— Отвечу рифмами:

 

Стихи – не развлеченье, а работа,

Которая для глаза не видна,

А между тем и ночью, и в субботу

Идет безостановочно она,

Когда горит, сжигая бытиё,

Моя душа, весь мир беря на плечи.

И чем сильней горение её –

Тем ярче поэтические речи.

 

У души не бывает выходных…

 

- Как вы думаете, нужен ли пишущему человеку выход на читателя? Для кого (или во имя чего) вы пишете свои стихи?

 

— Я пишу для себя – это один из способов самореализации — и к уже написанному материалу не привязываюсь.

 

Я забываю старые стихи,

Как забывают старые грехи.

И не моею жизнью с давних лет

Живут стихи, отпущенные в свет…

 

Но с публикой общаться мне нравится – это возможность проверить, удались ли те или иные новые произведения, вживую увидеть реакцию людей.

 

- Что самое губительное для творчества?

 

— Наверное, самоуспокоение. Но это мне не грозит.

 

- Вы стали дипломантом пятого Берлинского международного литературного конкурса. Расскажите об участии в этом конкурсе, что вас подвигло в нем участвовать, и вообще, на ваш взгляд, нужны ли такие мероприятия пишущим людям? Что они дают авторам?

 

— Любой творческий конкурс – это соревнование сильных соперников, возможность проверить себя. У меня несколько наград международных конкурсов, где я участвовала как переводчик (посылая свои поэтические переводы), как драматург, как поэт. Мне интересно осваивать разные жанры, учиться чему-то новому. А в Берлине оценивался конечный литературный продукт – изданная поэтическая книга. Конечно, приятно, что она получила одобрение жюри, потому что я сама набираю текст каждой своей книги, продумываю ее дизайн, оформление обложки. Но…

 

Что обложка? Для книги лишь корка она.

В книге, как в пироге, нам начинка важна.

 

- Как вы относитесь к современной поэзии?

 

— Сейчас в моде заумь и эпатаж. Я как-то прочитала откровения одного редактора: «Если стихи написаны в классической манере, мы их сразу выбрасываем в корзину. В результате часто за эталон выдаются совершенно пустые произведения, но написанные «по-новому». Однако мода проходит, а классика остается.

 

Обмельчала душевная мерка –

Не в ходу стала истины суть:

За шедевр выдаётся подделка,

А за мудрость – словесная муть.

 

Переделаны минусы в плюсы:

Правде тряпкой закрыли лицо

И в отместку высокому вкусу

Высшей пробой назвали гнильцо.

 

Как же чёрная сила сумела

Обдурить белый свет задарма?

Или я вдруг умом ослабела,

Или все посходили с ума?

 

Только верю, что Вечность сурово

Отсечёт новомодную блажь –

И останется вещее Слово,

А не жалкий словесный муляж…

 

- Какие темы наиболее интересны для вас как для поэта?

 

— Я люблю философские вещи — и в поэзии, и в живописи. Произведение должно заставлять думать. Самые важные темы – время, творчество, любовь. Не случайно так называются мои венки сонетов.

 

- Что раньше появилось в вашей жизни — картины или стихи?

 

— Я рисую с раннего детства, и рисование всегда было моим любимым занятием. Кстати, первые конкурсы, в которых я принимала участие, были конкурсы детского рисунка. В 13 лет, например, я стала победителем областного конкурса (в Ульяновске). То есть стремление посоревноваться в творчестве у меня с детства.

Стихи появились позже рисунков, так как поэзия требует от человека большей душевной зрелости.

 

- Как вам удается сочетать в жизни медицину и искусство? Одно другому не мешает?

 

— Мешает.

 

Унылой прозой стала жизнь моя –

Душа забыла тонкие вибрации:

Во сне стихи писала прежде я,

Теперь пишу отрывки диссертации.

 

Хотя это тоже творчество, только в другом аспекте. Приходится прилагать много усилий, чтобы был результат: гораздо больше, чем того требуют стихи. Впрочем, я привыкла заниматься сразу многими делами — так интереснее жить. Древнеримский философ Сенека наставлял:

 

Доступны любые свершенья и знанья

Имеющим высшее благо — сознанье.

 

Я с ним совершенно согласна.

 

Беседовала Светлана Костина (Газета «Звезда Алтая», 8 июня 2014 года)

Посетителей на сайте

Сейчас 38 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Найти стих

Наши партнеры

Сайт о человеческой душе
Euroharmonia.nl (Нидерланды)

Случайный стих

Restore Default Settings