Категория: Драматические поэмы
Опубликовано: 27 декабря 2015 Автор: Super User Просмотров: 2131
ЦВЕТЫ И МОТЫЛЬКИ
Драматическая поэма
Действующие лица:
Антон Сухов - художник
Анна Орлова - женщина 30 лет, миловидная и стройная
Орлов - муж Анны
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Мастерская художника. Посередине стоит мольберт с начатой картиной. На стенах и на полу - везде работы. В углу стоит стол с посудой и красками вперемежку. Рядом - диван, на котором лежат подушка и одеяло. Появляются Анна и Антон.
А н н а
(оглядывая комнату)
Ты здесь живешь?
А н т о н
Да.
А н н а
Это всё твое?
Как не похоже это на жилье!
(всматриваясь в картины)
Здесь слишком много женских лиц и тел...
А н т о н
Какой художник женщину не пел?
А н н а
Красивых лиц. Красивых тел, Антон.
Ты в них во всех когда-то был влюблен?
А н т о н
Ты рассуждаешь прямо как жена.
А между тем, натурщица должна
Мне нравиться. Без этого портрет,
Поверь мне, не увидит белый свет.
А н н а
( останавливаясь перед одной из картин )
Как просто всё - ромашки, васильки...
Но как сочны и как точны мазки!
Там, за порогом снег на землю лег,
А ты тепло здесь летнее сберег.
А н т о н
(снимая картину со стены)
Понравилась? Возьми. Она твоя.
А н н а
(растерянно)
Такой подарок щедрый. Право, я
Ей-Богу не могу его принять.
К тому же нужно мужу объяснять...
А н т о н
Ты замужем? Давно? И кто же он?
А н н а
Да... Мы давно не виделись, Антон.
Я замужем почти что десять лет.
Мы с ним живем вдвоем. Детишек нет.
Он - инженер, закончил политех.
Хороший и достойный человек.
А н т о н
А почему ребенка нет у вас?
А н н а
С ним у меня всё было в первый раз...
Любовь... Аборт... И приговор врачей,
Что у меня не может быть детей.
А н т о н
Прости, я не хотел доставить боль.
А н н а
Не бойся. Это - старая мозоль...
У каждого есть горечи в судьбе.
Ты лучше расскажи мне о себе.
Ты жил в Москве. И там имел успех.
И удивил, сюда вернувшись, всех...
Ведь ты здесь появился неспроста?
А н т о н
Хочу начать все с белого листа...
(понижая голос)
Я никогда тебе не говорил,
Что в школе я тебя боготворил
И потому боялся подойти,
А после школы - разошлись пути.
(делает попытку обнять. Анна выскальзывает из объятий)
Я твой хочу нарисовать портрет.
Что скажешь ты в ответ на это?
А н н а
Нет.
Ну, мне пора. Я загостилась тут.
Пока. Прости. Меня ведь дома ждут.
(уходит)
А н т о н
( ходит возбужденно по комнате)
Опять живу! Опять поет душа!
Ах, Анна, Анна... Как ты хороша!
И не беда, что рядом муж - обман
Пикантность вносит даже в наш роман.
Чем нам трудней - тем слаще вкус побед.
Я всё же напишу ее портрет!
СЦЕНА ВТОРАЯ
Гостиная в доме Орловых. Просто, но со вкусом обставленная комната. Много книг. У стены стоит диван. Над ним висит ружье. На диване просматривает газеты Орлов. Появляется Анна.
О р л о в
Ты поздно, Ань. Случилось что-нибудь?
А н н а
Да нет. Пришлось к подруге заглянуть.
Мы после школы не встречались с ней...
Соскучились... Квартира - как музей.
Свободных стенок нет из-за картин.
О р л о в
Искусство - привилегия мужчин.
У них и риск, и творчество в крови.
А женщин Бог сподобил для любви.
А кто рисует там?
А н н а
(смущенно)
Она сама.
О р л о в
И хорошо?
А н н а
Мне показалось — да.
Орлов
Готов поспорить: женские холсты -
Одни цветы, цветы, цветы, цветы...
А н н а
Ты прав стократ. Цветы и мотыльки.
Но мне запали в душу васильки.
(возбужденно)
А знаешь, я так сильно голодна,
Что съесть могу на ужин и слона!
О р л о в
Слона я подстрелить не смог, мадам.
На ужин Вам говядину подам.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Та же мастеркая. Анна сидит в кресле. Антон Сухов пишет за мольбертом ее портрет.
А н н а
(печально - жалобно)
Мне надоело бесконечно врать...
А н т о н
Ну, Аннушка, не надо начинать.
Я не скрывал позиции свои.
Ты знала - я не создан для семьи.
У живописца живопись — жена.
А н н а
А я тебе нисколько не нужна?
А н т о н
Как женщина - нужна. И как модель.
А н н а
Как грелка, что кладут к себе в постель!
А н т о н
(пропуская слова мимо ушей)
К тому же вспомни - у тебя есть муж...
А н н а
А как же страсть, любовь, единство душ?
Я не могу быть с ним, когда к тебе
Влечет меня наперекор в судьбе.
А н т о н
Ты говорила раньше, что супруг
Тебе и муж, и брат, и лучший друг...
А что теперь? Он изменился так,
Что стал тебе уже не друг, а враг?
А н н а
Не придирайся к сказанным словам.
Я не могу рвать сердце пополам.
И не могу женою быть двоим,
Деля себя между тобой и им.
А н т о н
(сухо)
Ну, вот, замкнулся снова этот круг.
Я ведь уже сказал - чей я супруг...
А что твой муж? Чем неугоден он?
А н н а
(горько)
Должно быть тем, что слишком он влюблен.
Его душа - как чистая вода,
И только в этом вся его беда.
Мне скучно с ним! Я знаю наперед
Когда и что у нас произойдет.
Мне хочется порою, чтобы он
Взорвался - и устроил мне разгон.
Мои приходы поздние его,
Я вижу, огорчают, но лицо
Ничем не выражает перемен.
Должно быть, потому что он - спортсмен.
А н т о н
Спортсмен?
А н н а
Не говорила я тебе -
Он с детства - мастер спорта по стрельбе.
А н то н
(не отрываясь от работы)
Не знал я хобби мужа твоего...
А н н а
А что меняет это?
А н т о н
Ничего.
СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ
Гостиная в доме Орловых. За столом, на котором стоит бутылка водки и стакан, сидит Орлов.
О р л о в
Уж за окошком теплится рассвет,
А Аннушки моей всё нет и нет...
Неверных жен мужья обычно бьют...
(наливает водку и выпивает)
Фу, горько как... Как эту гадость пьют?
Да, бьют мужья своих неверных жен.
А я в нее, как в юности влюблен.
Как бить ее? Она же как цветок:
Чуть тронешь - и сломаешь стебелек.
Но и терпеть обман уже нет сил.
Скажи, чем я тебе не угодил?
(пьяно плачет)
Входит Анна и удивленно смотрит на мужа.
А н н а
Ты пьешь?
О р л о в
Да, я напился. Первый раз.
А н н а
Иди в постель!
О р л о в
Мне нравиться приказ.
Мы снова будем мужем и женой?
Ты месяц не спала уже со мной!
(пытается обнять жену)
А н н а
(брезгливо)
Оставь меня!
О р л о в
Тебе противен я?
Ты что - забыла? Мы - одна семья!
А н н а
Была когда-то...
О р л о в
Почему “была”?
А н н а
Ложись, я спать хочу!
О р л о в
Но ты ж - спала!
И я всё жду - когда ты скажешь - с кем...
С кем ты проводишь ночи? И зачем?
А н н а
(с вызовом)
А с тем, кого без памяти люблю!
О р л о в
Как можешь ты! Да я тебя убью!
(хватает ружье и начинает целиться)
А н н а
(насмешливо)
Стреляй, стреляй. Ты думаешь - боюсь?
Но ты в меня не выстрелишь: ты - трус.
В подметки не годишься ты ему!
О р л о в
Ах, так! Не доставайся никому!
Стреляет. Анна падает. Орлов подбегает, трясет тело и начинает трезветь от догадки.
О р л о в
Не целясь - прямо в сердце... Кровь идет.
О, Боже мой, какой я идиот!
И как теперь я буду без тебя?
Любимая, хорошая моя...
(Рыдает, бережно обнимая тело жены)
Ты так красива - глаз не отвести.
Что я наделал?. Аннушка, прости...
Как мне теперь смотреть на белый свет?
Мы так с тобой срослись за десять лет,
Что стали судьбы общею судьбой...
(Неожиданно решительно встает, берет ружье и целится в грудь)
Не уходи! Иду я за тобой!..
(Раздается выстрел и одновременно гаснет свет)
СЦЕНА ПЯТАЯ
Мастерская Антона Сухова. Входит задумчивый художник.
А н т о н
Ах, Анна, Анна... Жизнь — кошмарный сон!
(Из глубины сцены появляется белая фигура, в которой зритель узнает Анну. Однако Антон ее не видит.)
А н н а
Ты звал меня? Я здесь. Я здесь, Антон!
А н т о н
(не слыша голоса Анны)
Да, видно, муж всерьез ее любил,
Раз нашей связи Анне не простил.
(В глубине сцены появляется еще одна белая фигура — Орлова)
О р л о в
Любил. Люблю. И буду впредь любить...
А н т о н
(не слыша Орлова)
Ну, всё. Довольно душу бередить.
Мужчине сентименты не к лицу.
К тому ж у нас и так всё шло к концу...
А н н а
К концу, Антон? А говорил — влюблен!
А н т о н
(не слыша)
Я был, конечно, Анной увлечен.
Но цепи мне на шее не нужны...
У Казановы не было жены!
(окидывая взглядом комнату)
Однако, беспорядок у меня.
Да, быстренько прибраться должен я.
Закрою тканью Аннушкин портрет.
(снимает картину со стену, ставит ее в угол и закрывает тряпкой.
Супруги наблюдают за художником)
А эту вещь я выставлю на свет.
Тем более проверено уже -
Картина эта многим по душе.
А н н а
Моя картина! Эти васильки!
О р л о в
Ах, вот они — цветы и мотыльки!
А н т о н
(не слыша их, смотрит на часы)
Уже придти Аленушка должна.
Я от нее хмелею без вина.
Ее портрет мечтаю написать:
Какой невинный взгляд, какая стать!
А н н а
О, Боже мой, Антон, как ты жесток!
Какой урок мне!
А н т о н
(слышит дверной звонок)
О, ее звонок!
(уходит встречать гостью)
СЦЕНА ШЕСТАЯ
Та же мастерская, только в полумраке. Две тени Орловых подходят ближе к зрителю.
А н н а
Окончен путь ошибок и страстей.
Теперь душе не до земных затей.
И пробегая взглядом жизнь свою -
Я об одном отчаянно скорблю:
Стремясь заполнить сердца пустоту,
Я принимала за любовь мечту
И слепо шла всегда на звонкий зов
Красивых жестов и красивых слов...
А настоящая любовь тиха.
Она терпит грязи и греха.
Она всегда боится громких фраз.
Ее узнаешь лишь по блеску глаз.
(поворачиваясь и подходя к мужу)
Прости, что не была тебе верна.
Я лишь сейчас очнулась ото сна.
Но что теперь тебе мои мольбы?
Не изменить нам формулы судьбы...
О р л о в
Не изменить... И не хочу менять!
Соединились мы с тобой опять.
Ты для меня сияешь как звезда.
А н н а
Теперь мы вместе, вместе навсегда...
(Обнявшись, уходят)
Занавес