ЦВЕТЫ И МОТЫЛЬКИ

 

ЦВЕТЫ И МОТЫЛЬКИ

Драматическая поэма

 

Действующие лица:

 

Антон Сухов - художник

 

Анна Орлова - женщина 30 лет, миловидная и стройная

 

Орлов - муж Анны

 

СЦЕНА ПЕРВАЯ

 

Мастерская художника. Посередине стоит мольберт с начатой картиной. На стенах и на полу - везде работы. В углу стоит стол с посудой и красками вперемежку. Рядом - диван, на котором лежат подушка и одеяло. Появляются Анна и Антон.

 

А н н а

 

(оглядывая комнату)

 

Ты здесь живешь?

 

А н т о н

 

Да.

 

А н н а

 

Это всё твое?

 

Как не похоже это на жилье!

 

(всматриваясь в картины)

 

Здесь слишком много женских лиц и тел...

 

А н т о н

 

Какой художник женщину не пел?

 

А н н а

 

Красивых лиц. Красивых тел, Антон.

 

Ты в них во всех когда-то был влюблен?

 

А н т о н

 

Ты рассуждаешь прямо как жена.

 

А между тем, натурщица должна

 

Мне нравиться. Без этого портрет,

 

Поверь мне, не увидит белый свет.

 

А н н а

 

( останавливаясь перед одной из картин )

 

Как просто всё - ромашки, васильки...

 

Но как сочны и как точны мазки!

 

Там, за порогом снег на землю лег,

 

А ты тепло здесь летнее сберег.

 

А н т о н

 

(снимая картину со стены)

 

Понравилась? Возьми. Она твоя.

 

А н н а

 

(растерянно)

 

Такой подарок щедрый. Право, я

 

Ей-Богу не могу его принять.

 

К тому же нужно мужу объяснять...

 

А н т о н

 

Ты замужем? Давно? И кто же он?

 

А н н а

 

Да... Мы давно не виделись, Антон.

 

Я замужем почти что десять лет.

 

Мы с ним живем вдвоем. Детишек нет.

 

Он - инженер, закончил политех.

 

Хороший и достойный человек.

 

А н т о н

 

А почему ребенка нет у вас?

 

А н н а

 

С ним у меня всё было в первый раз...

 

Любовь... Аборт... И приговор врачей,

 

Что у меня не может быть детей.

 

А н т о н

 

Прости, я не хотел доставить боль.

 

А н н а

 

Не бойся. Это - старая мозоль...

 

У каждого есть горечи в судьбе.

 

Ты лучше расскажи мне о себе.

 

Ты жил в Москве. И там имел успех.

 

И удивил, сюда вернувшись, всех...

 

Ведь ты здесь появился неспроста?

 

А н т о н

 

Хочу начать все с белого листа...

 

(понижая голос)

 

Я никогда тебе не говорил,

 

Что в школе я тебя боготворил

 

И потому боялся подойти,

 

А после школы - разошлись пути.

 

(делает попытку обнять. Анна выскальзывает из объятий)

 

Я твой хочу нарисовать портрет.

 

Что скажешь ты в ответ на это?

 

А н н а

 

Нет.

 

Ну, мне пора. Я загостилась тут.

 

Пока. Прости. Меня ведь дома ждут.

 

(уходит)

 

А н т о н

 

( ходит возбужденно по комнате)

 

Опять живу! Опять поет душа!

 

Ах, Анна, Анна... Как ты хороша!

 

И не беда, что рядом муж - обман

 

Пикантность вносит даже в наш роман.

 

Чем нам трудней - тем слаще вкус побед.

 

Я всё же напишу ее портрет!

 

СЦЕНА ВТОРАЯ

 

Гостиная в доме Орловых. Просто, но со вкусом обставленная комната. Много книг. У стены стоит диван. Над ним висит ружье. На диване просматривает газеты Орлов. Появляется Анна.

 

О р л о в

 

Ты поздно, Ань. Случилось что-нибудь?

 

А н н а

 

Да нет. Пришлось к подруге заглянуть.

 

Мы после школы не встречались с ней...

 

Соскучились... Квартира - как музей.

 

Свободных стенок нет из-за картин.

 

О р л о в

 

Искусство - привилегия мужчин.

 

У них и риск, и творчество в крови.

 

А женщин Бог сподобил для любви.

 

А кто рисует там?

 

А н н а

 

(смущенно)

 

Она сама.

 

О р л о в

 

И хорошо?

 

А н н а

 

Мне показалось — да.

 

Орлов

 

Готов поспорить: женские холсты -

 

Одни цветы, цветы, цветы, цветы...

 

А н н а

 

Ты прав стократ. Цветы и мотыльки.

 

Но мне запали в душу васильки.

 

(возбужденно)

 

А знаешь, я так сильно голодна,

 

Что съесть могу на ужин и слона!

 

О р л о в

 

Слона я подстрелить не смог, мадам.

 

На ужин Вам говядину подам.

 

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

 

Та же мастеркая. Анна сидит в кресле. Антон Сухов пишет за мольбертом ее портрет.

 

А н н а

 

(печально - жалобно)

 

Мне надоело бесконечно врать...

 

А н т о н

 

Ну, Аннушка, не надо начинать.

 

Я не скрывал позиции свои.

 

Ты знала - я не создан для семьи.

 

У живописца живопись — жена.

 

А н н а

 

А я тебе нисколько не нужна?

 

А н т о н

 

Как женщина - нужна. И как модель.

 

А н н а

 

Как грелка, что кладут к себе в постель!

 

А н т о н

 

(пропуская слова мимо ушей)

 

К тому же вспомни - у тебя есть муж...

 

А н н а

 

А как же страсть, любовь, единство душ?

 

Я не могу быть с ним, когда к тебе

 

Влечет меня наперекор в судьбе.

 

А н т о н

 

Ты говорила раньше, что супруг

 

Тебе и муж, и брат, и лучший друг...

 

А что теперь? Он изменился так,

 

Что стал тебе уже не друг, а враг?

 

А н н а

 

Не придирайся к сказанным словам.

 

Я не могу рвать сердце пополам.

 

И не могу женою быть двоим,

 

Деля себя между тобой и им.

 

А н т о н

 

(сухо)

 

Ну, вот, замкнулся снова этот круг.

 

Я ведь уже сказал - чей я супруг...

 

А что твой муж? Чем неугоден он?

 

А н н а

 

(горько)

 

Должно быть тем, что слишком он влюблен.

 

Его душа - как чистая вода,

 

И только в этом вся его беда.

 

Мне скучно с ним! Я знаю наперед

 

Когда и что у нас произойдет.

 

Мне хочется порою, чтобы он

 

Взорвался - и устроил мне разгон.

 

Мои приходы поздние его,

 

Я вижу, огорчают, но лицо

 

Ничем не выражает перемен.

 

Должно быть, потому что он - спортсмен.

 

А н т о н

 

Спортсмен?

 

А н н а

 

Не говорила я тебе -

 

Он с детства - мастер спорта по стрельбе.

 

А н то н

 

(не отрываясь от работы)

 

Не знал я хобби мужа твоего...

 

А н н а

 

А что меняет это?

 

А н т о н

 

Ничего.

 

СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

 

Гостиная в доме Орловых. За столом, на котором стоит бутылка водки и стакан, сидит Орлов.

 

О р л о в

 

Уж за окошком теплится рассвет,

 

А Аннушки моей всё нет и нет...

 

Неверных жен мужья обычно бьют...

 

(наливает водку и выпивает)

 

Фу, горько как... Как эту гадость пьют?

 

Да, бьют мужья своих неверных жен.

 

А я в нее, как в юности влюблен.

 

Как бить ее? Она же как цветок:

 

Чуть тронешь - и сломаешь стебелек.

 

Но и терпеть обман уже нет сил.

 

Скажи, чем я тебе не угодил?

 

(пьяно плачет)

 

Входит Анна и удивленно смотрит на мужа.

 

А н н а

 

Ты пьешь?

 

О р л о в

 

Да, я напился. Первый раз.

 

А н н а

 

Иди в постель!

 

О р л о в

 

Мне нравиться приказ.

 

Мы снова будем мужем и женой?

 

Ты месяц не спала уже со мной!

 

(пытается обнять жену)

 

А н н а

 

(брезгливо)

 

Оставь меня!

 

О р л о в

 

Тебе противен я?

 

Ты что - забыла? Мы - одна семья!

 

А н н а

 

Была когда-то...

 

О р л о в

 

Почему “была”?

 

А н н а

 

Ложись, я спать хочу!

 

О р л о в

 

Но ты ж - спала!

 

И я всё жду - когда ты скажешь - с кем...

 

С кем ты проводишь ночи? И зачем?

 

А н н а

 

(с вызовом)

 

А с тем, кого без памяти люблю!

 

О р л о в

 

Как можешь ты! Да я тебя убью!

 

(хватает ружье и начинает целиться)

 

А н н а

 

(насмешливо)

 

Стреляй, стреляй. Ты думаешь - боюсь?

 

Но ты в меня не выстрелишь: ты - трус.

 

В подметки не годишься ты ему!

 

О р л о в

 

Ах, так! Не доставайся никому!

 

Стреляет. Анна падает. Орлов подбегает, трясет тело и начинает трезветь от догадки.

 

О р л о в

 

Не целясь - прямо в сердце... Кровь идет.

 

О, Боже мой, какой я идиот!

 

И как теперь я буду без тебя?

 

Любимая, хорошая моя...

 

(Рыдает, бережно обнимая тело жены)

 

Ты так красива - глаз не отвести.

 

Что я наделал?. Аннушка, прости...

 

Как мне теперь смотреть на белый свет?

 

Мы так с тобой срослись за десять лет,

 

Что стали судьбы общею судьбой...

 

(Неожиданно решительно встает, берет ружье и целится в грудь)

 

Не уходи! Иду я за тобой!..

 

(Раздается выстрел и одновременно гаснет свет)

 

СЦЕНА ПЯТАЯ

 

Мастерская Антона Сухова. Входит задумчивый художник.

 

А н т о н

 

Ах, Анна, Анна... Жизнь — кошмарный сон!

 

(Из глубины сцены появляется белая фигура, в которой зритель узнает Анну. Однако Антон ее не видит.)

 

А н н а

 

Ты звал меня? Я здесь. Я здесь, Антон!

 

А н т о н

 

(не слыша голоса Анны)

 

Да, видно, муж всерьез ее любил,

 

Раз нашей связи Анне не простил.

 

(В глубине сцены появляется еще одна белая фигура — Орлова)

 

О р л о в

 

Любил. Люблю. И буду впредь любить...

 

А н т о н

 

(не слыша Орлова)

 

Ну, всё. Довольно душу бередить.

 

Мужчине сентименты не к лицу.

 

К тому ж у нас и так всё шло к концу...

 

А н н а

 

К концу, Антон? А говорил — влюблен!

 

А н т о н

 

(не слыша)

 

Я был, конечно, Анной увлечен.

 

Но цепи мне на шее не нужны...

 

У Казановы не было жены!

 

(окидывая взглядом комнату)

 

Однако, беспорядок у меня.

 

Да, быстренько прибраться должен я.

 

Закрою тканью Аннушкин портрет.

 

(снимает картину со стену, ставит ее в угол и закрывает тряпкой.

 

Супруги наблюдают за художником)

 

А эту вещь я выставлю на свет.

 

Тем более проверено уже -

 

Картина эта многим по душе.

 

А н н а

 

Моя картина! Эти васильки!

 

О р л о в

 

Ах, вот они — цветы и мотыльки!

 

А н т о н

 

(не слыша их, смотрит на часы)

 

Уже придти Аленушка должна.

 

Я от нее хмелею без вина.

 

Ее портрет мечтаю написать:

 

Какой невинный взгляд, какая стать!

 

А н н а

 

О, Боже мой, Антон, как ты жесток!

 

Какой урок мне!

 

А н т о н

 

(слышит дверной звонок)

 

О, ее звонок!

 

(уходит встречать гостью)

 

СЦЕНА ШЕСТАЯ

 

Та же мастерская, только в полумраке. Две тени Орловых подходят ближе к зрителю.

 

А н н а

 

Окончен путь ошибок и страстей.

 

Теперь душе не до земных затей.

 

И пробегая взглядом жизнь свою -

 

Я об одном отчаянно скорблю:

 

Стремясь заполнить сердца пустоту,

 

Я принимала за любовь мечту

 

И слепо шла всегда на звонкий зов

 

Красивых жестов и красивых слов...

 

А настоящая любовь тиха.

 

Она терпит грязи и греха.

 

Она всегда боится громких фраз.

 

Ее узнаешь лишь по блеску глаз.

 

(поворачиваясь и подходя к мужу)

 

Прости, что не была тебе верна.

 

Я лишь сейчас очнулась ото сна.

 

Но что теперь тебе мои мольбы?

 

Не изменить нам формулы судьбы...

 

О р л о в

 

Не изменить... И не хочу менять!

 

Соединились мы с тобой опять.

 

Ты для меня сияешь как звезда.

 

А н н а

 

Теперь мы вместе, вместе навсегда...

 

(Обнявшись, уходят)

 

Занавес

 

 

 

Посетителей на сайте

Сейчас на сайте 213 гостей и нет пользователей

Найти стих

Наши партнеры

Сайт о человеческой душе
Euroharmonia.nl (Нидерланды)

Случайный стих

Restore Default Settings