Семь сфер - в бесконечности...
Автор: Л.Чащина
(Предисловие к книге «Избранное)
Семь, как известно, число магическое: оно обозначает и определенные структуры нашего мироздания (семь нот, семь цветов радуги и т.д.), и один из важнейших циклов, определяющих внутреннее развитие человеческой души.
Перед вами, дорогие читатели, седьмая книга Лилии Юсуповой. Это своеобразный итог, завершение очень напряженного творческого этапа. Поэтому более чем оправданным – естественным и закономерным представляется и название сборника, и его структура, являющая собой как бы семь книг в одной и позволяющая увидеть многогранность, точнее – сферичность поэзии Юсуповой.
Пространство и время этой сферы почти бесконечны. Такое ощущение возникает благодаря прежде всего органичному включению в смысловой и эмоциональный ряд, то есть в общий текст книги, многочисленных и очень, на первый взгляд, разных, едва ли совместимых имен, стран и периодов: от Сенеки и библейских мотивов до Ахматовой и Евтушенко.
Когда мне скучно, скрашивают дни
Хафиз, Хайям, Саади и Руми.
Когда любовью полнится душа,
Ахматову читаю не спеша.
Когда я размышляю в тишине,
Волошин или Гёте ближе мне.
А в дни разлада обретаю мир,
Когда со мною Пушкин и Шекспир.
И в час любой всегда дадут совет
Мне Лао-цзы, Христос и Магомет.
Это стихотворение, на мой взгляд, безусловно, программное. Оно, во-первых, позволяет выяснить, каковы философские и эстетические пристрастия автора. Во-вторых, является ключом к важнейшему аспекту всего творчества Лилии Юсуповой: свидетельствует о несомненной современности его – о свободном владении инструментами, позволяющими создавать различного рода интертексты, занимающие едва ли не главенствующее место в культуре XX-го века и уже начавшегося XXI-го. Причем, если обычно любые приемы в лирике Юсуповой скрыты или полускрыты, в данном случае они сознательно, даже демонстративно, обнажены, что вызывает эффект убедительности исключения, подтверждающего правило.
В-третьих, и, может быть, в самых главных, перечисленные «персонажи», при всей их кажущейся отдаленности друг от друга, несомненно, объединены кардинальным качеством: аполлоническим восприятием всего сущего. То есть принципиальным признанием разумности и познаваемости мироздания и восприятием прекрасного как этического и эстетического равновесия, гармонии, мудрого покоя, чувства меры и внутренней свободы от обстоятельств.
В «Избранном» аполлоническое начало выявилось прежде всего как структурообразующий принцип, и на первый план вышли именно те грани, которые, по моему мнению, являются важнейшими в лирике Лилии Юсуповой. И прежде всего – ее ярко выраженная философичность.
Я помню, на Земле живя сейчас,
Что прихожу сюда не в первый раз,
И потому еще от прежних дней –
Так глубока печаль души моей.
Нет для нее границ и нет преград:
Знакомы ей и суд, и рай, и ад.
В моих стихах нет признака времен –
В них зрима Вечность через явь и сон.
Конечно, в книге есть то, что принято называть любовной лирикой, но удельный вес таких стихотворений в составе сборника невелик, общее соотношение примерно один к четырем, к пяти, и это не только количественное, но и качественное соотношение. Именно Вечность является для Лилии Юсуповой точкой отсчета – и в жизни, и в творчестве. И потому так много в ее стихах размышлений о смысле существования человека на Земле, о неизбежно трагических – в мире, где царствует биполярность, – судьбах поэтов, о том, как важно сохранять в душе равновесие между земным и над-земным, потому так много в них света и радости – сквозь тьму и печаль…
Я умирала много раз
И воскресала вновь –
Меня спасал в тяжелый час
Твой вечный свет, Любовь.
Ощущение Света возникает словно бы вопреки: вопреки несвойственной женской лирике и столь характерной именно для Юсуповой эмоциональной и лексической сдержанности стиха. Вопреки непредрасположенности поэтессы к интимным откровениям: «Я даже в смертельном разладе смятеньем души не делюсь…» Однако это «вопреки» довольно быстро обнаруживает свою «периферийность». Свет – несомненен, и он идет из глубины, из самой сердцевины стихов, в которых Любовь и Красота, Вечность и Гармония – тождественны и слитны, они – синонимы по сути. И бесконечно права Лилия Юсупова, утверждающая всем своим творчеством предельную насущность этих священных – не понятий даже – энергий в жизни каждого человека и прежде всего в своей собственной.
А вам, дорогие читатели, я желаю захватывающего, увлекательного путешествия по семи мирам «Избранного» Лилии Юсуповой!
Людмила Чащина (2001 г.)