О живописи Лилии Юсуповой
Автор: Б.Бакалягин
В ее работах чувствуется древнее магическое начало. Оно сродни богоборчеству, и жадно, со всепоглощающей силой страсти, питает интерес художника к человеческому существу, к его стезе в нашем подлунном мире. Генетика художника невольно, силой древней крови откликается на зов Востока, начало начал своего народа. В этом соединении классического европейского реализма и сдержанной страстности лежит феномен работ Лилии. Ее утонченное художественное чувство рождает сюжеты, по форме и цветовому звучанию наполненные загадочностью и магической отстраненностью. Композиции в духе реализма передают тончайшие оттенки переживаний. В них соединяются южная чувственность и чисто русский камерный уют затворнической жизни с магией бытовых деталей.
При просмотре картин зрителю открывается сокровенное и чудесное. В ее сюжетах часто обыгрывается образ времени, которое то сгорает у нас на глазах («Часы»), то вытекает из разбитого циферблата («Мои часы»), то раскалывается на куски («Натюрморт с часами»). Циферблат здесь является символом вечного круга жизни с трагедиями и страстями. Та же тема – жизнь с ее конфликтами и радостями – и в серии «Свечи». Свеча предстает то как душа, ждущая решения судьбы и оттого согнувшаяся, как вопрос, то расколотая надвое, являет собой трагедию раздвоенности, то, искривленная как подкова и горящая с двух концов, вызывает сложные ассоциации…
Живопись Юсуповой многоаспектна. В символике работ прослеживается сильная воля творца, четкость чувств и ясность целей. Натюрморт у Юсуповой никогда не бывает только мертвой натурой – это сама жизнь с ее перекосами и недосказами, ибо у изображенных предметов есть не только душа, но и судьба. За разбитой чашкой с пролитым молоком видится ссора, за пожелтевшими листьями хризантем – пора увяданья, за истекающей кровью розой – бездушное отношение человека к природе.
Искренность, с которой работает этот незаурядный мастер, свидетельствует о глубоком интересе к духовной сущности человека и знании искусства. В нем, на уровне отголосков, прослеживается интерес к произведениям Дали с его раскрепощенной фантазией и знание русского пейзажа XIX века. Впрочем, это только отголоски, не оказывающие заметного влияния на манеру автора. Ее работам присуще совсем не европейское мироощущение. Творчество Лилии Юсуповой питается философией и магией восточной культуры, открывающей глубины человеческой души. В силу этого я бы рискнул назвать ее живопись «трансчувственным реализмом», поскольку образы картин питаются чувствами сердца, но используется при этом форма реалистической живописи. Всё это, несомненно, делает творчество Лилии Юсуповой заметным явлением современного художественного мира.
Б. БАКАЛЯГИН,
кандидат искусствоведения,
сотрудник Государственного музейно-выставочного центра «Росизо»,
г.Москва