Свеча, Душа и Вечность
Автор: Л.Чащина
Как хорошо, что мы не разучились восхищаться! – и радуемся встрече с человеком, одаренным красотой, душевной чуткостью и талантом, и говорим ему искренние и добрые слова. Как хорошо, что мы умеем всё это, но жаль, что редко думаем о том, какой ценой достается талант.
Один сценарий жизни у творцов –
Гореть свечой, зажженной с двух концов,
Носить клеймо фигляра и изгоя,
Не знать ни дня в душе своей покоя
И видеть суть, сокрытую от глаз,
И погибать за истину не раз,
Чтоб в мире, где слова уже не новы,
Сказать свое – немеркнущее – слово.
Это стихи Лилии Юсуповой, хрупкой женщины с тихим голосом, тонкими чертами лица, обязательной и приветливой, обладающей замечательной профессией – врача и несущей прекрасную и тяжкую двойную ношу: видеть мир глазами поэта и глазами художника. В ее стихах ахматовская сдержанность – в ритме, интонации, сюжетах и одновременно достоинство души, осознанно и с достоинством несущей свое сиротство:
Не спрашивай, пристально глядя,
Откуда в речах эта грусть:
Я даже в смертельном разладе
Смятеньем души не делюсь.
В ее картинах людей нет. Но сложной, напряженной жизнью живут растения, бабочки, самые обычные вещи, воссозданные с предельной реалистичностью: часы и колбы, чашки, лимоны, яичница, груши. Пылают стрелки часов на циферблате, не вытекает вода из разбитой колбы, из трещины будильника просачивается… время.Всё – как алогичность, сдвиг, крик (шепотом), и в какое-то время становится страшно, словно оказываешься на краю пропасти или слышишь вибрацию давнего, длительного отчаянья:
Я помню, на Земле живя сейчас,
Что прихожу сюда не первый раз,
И потому – еще от прежних дней –
Так велика печаль души моей.
Нет для нее границ и нет преград:
Знакомы ей и суд, и рай, и ад.
В моих стихах нет признака времен:
В них зрима вечность через явь и сон.
Вечность – это слово возникает в контексте творчества Юсуповой гораздо чаще, чем Время. Но ведь и Вечность – категория Времени…
Свечи – особый сюжет и, как мне кажется, особая любовь художницы. Они живут в картинах выразительной и одухотворенной жизнью. У Юсуповой они явно сделаны из другого теста. Быть может, из того, что обязательно входит в плоть и кровь каждого талантливого человека. Это ведь иллюзия, что все – из одного теста сделаны. Из разного. Поэтому, наверное, так трудно бывает понять и принять иной – чужой – мир, особенно если есть ощущение, что этот чужой мир ярче и возвышенней твоего собственного. И как было бы замечательно, если бы мы все умели понимать и беречь их, таких неповторимо удивительных, пока они с ними, здесь, на Земле, и незримо для многих, воистину спасают этот мир «человечьи боли и грехи на себя, как пули принимая…»
Как хочется, чтобы навсегда у творцов всех граней и степеней таланта исчезла горькая необходимость
…уверовав в чудо
Смиренно прижаться к кресту, и покуда
Гвоздями ладони твои прибивают,
Молиться за тех, кто тебя распинает…»
Л.Г.Чащина, кандидат филологических наук, 1998 г.