Философская лирика Лилии Юсуповой

Татарскую поэтессу (пишущую на русском языке) Лилию Юсупову я для себя открыла сравнительно недавно. Одна из причин этого — то, что живет и пишет она в далеком Горно-Алтайске, что на Алтае. Но к нашему городу она все-таки имеет отношение: в Казани она училась в медицинском институте, но по окончании попала по распределению на Алтай, да там и осталась (сама она из Ульяновска). Пишет она давно и много (помимо всего она еще и прекрасный художник). Ее слог прост, мысль предельно ясна:

Мои стихи бранят за простоту,

Считая скромность их большим изъяном.

А я считаю – портят красоту

Излишние помада и румяна.

 

Открывая сборники Л.Юсуповой, сразу погружаешься в ее поэтическую стихию — это рассуждения о призвании быть поэтом («…Нет такой профессии – поэт…»), отклики на то, что происходит в обществе («Чужое время»), философские размышления («Читая Лао-цзы») и др.

Поэзия Л.Юсуповой в достаточной степени многожанрова (сонеты, драматическая поэма, четверостишья, двустишья, эпиграммы, дневники, переводы). Немало в ней и четверостиший, большинство из которых и носят философский характер. На упреки в том, «Что это все (ее четверостишья – Р.М.) – Хайяма перепевы» она заявляет:

 

Да, у Хайяма я брала уроки.

Но прочитай омаровские строки:

Мы – разные. Он – дуб, а я – береза.

Нет, лучше так: он – соловей, я – роза!

 

С давних времен, где бы они ни жили, люди задумывались о сути бытия, о смысле жизни, о категориях добра и зла. Именно философские стихи составляют огромный поэтический пласт в поэзии, являющийся своеобразным синтезом красоты слова и мысли. Философские стихи – это сплав души и разума, опыт и поиск, удивительные минуты откровения, открывающие нам жизнь во всей многогранности. Философская лирика рассматривает вечные темы добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле, это – раздумья о смысле жизни и вечных человеческих ценностях.

Мировоззрение поэтессы находит отражение в индивидуальном художественном стиле. Она как автор не отстраняется от того, о чем пишет, наоборот, зримо в них присутствует, пропуская все описанное через себя, пишет только о наболевшем, выстраданном. Она не выводит для нас новые  правила жизни, не внося туда ни своего личного опыта, ни поэтического языка, иначе это нельзя было бы назвать философской лирикой.

Лирика Лилии Юсуповой достаточно многотемна: это и любовная, и гражданская, и публицистическая лирика. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые ею, почти все они пронизаны философским содержанием. Поэтесса не оторвана от жизненных реалий, она всегда задумывается над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, смерти и бессмертии, вере и безверии, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии. Ее философская лирика, опробованная собственной жизнью, являющая собой результат собственных мыслей и переживаний, носит глубоко личностный характер. Она стремится по-своему ответить на вечные вопросы о земном бытие. Л.Юсупова – скорее поэт мысли, нежели поэт чувства.

Я книгу с огорченьем прочитала:

Страниц в ней было много, мыслей – мало.

А идеал поэзии таков:

Должно быть много мыслей, мало слов.

Л.Юсупова в своих стихотворениях отзывается на сложные вопросы бытия. Поэтесса выражает то настроение растерянности, разочарования и в то же время умеет наполнить свои стихи внутренним светом, верой в жизнь, в величие красоты. Ее лирический герой обладает целостным мировосприятием, излучает то оптимистическое, бодрое отношение к миру, то, наоборот, впадает в отчаяние. Особенность творчества Л.Юсуповой в том, что она умеет наполнить поэзию глубокой философией, а философию пропитать особой поэтичностью. О вечном она говорит просто, открыто.

Одной из важнейших категорий для Л.Юсуповой является время. Даже один из ее сборников называется «О времени я думаю всегда…» (2006). На какое-либо событие и даже на самый бег времени она глядит с точки зрения вечности. Тема быстротечности времени занимает важное место в творчестве поэтессы, хотя выбор этой темы не является оригинальным – она занимала поэтов во все времена. Она размышляет о скоротечности времени, о кратковременности существования человека на земле и его невозвратимости, о потрясениях в человеческой душе. В силу этого образ времени в поэзии поэтессы говорит о трагичности жизни, которая охватывает и природу, в которой тоже все быстротечно.

 

***

Тянулось время медленно сначала,

Потом оно уверенно шагало.

Затем на бег переменило ход.

Теперь летит стрелой – за годом год.

 

***

Маюсь, пытаясь добраться до сути,

До сердцевины проблем.

Горько печалюсь о каждой минуте –

Ради чего и зачем?

 

Как видим, время символизирует утраты. Человек бессилен изменить время, он вынужден в нем жить, даже не смирившись с ним.

Сколько мне лет? Ответ я не знаю сама:

Двадцать, если на сердце ликует весна,

Сорок – если строкою сочится душа,

Сто – когда от потерь я живу чуть дыша.

 

Эти строки говорят о том, что время к тому еще и относительно.

У поэтессы есть целый цикл «Время», состоящий из четырнадцати сонетов, который начинается словами:

 

Я думаю о времени всегда.

И не могу сжигать судьбу беспечно,

Когда летят года, как поезда,

Везя меня до станции конечной…

 

И заканчиваются строками:

 

И, дорожа отпущенной минутой,

Я жить спешу и чувствовать, покуда

Сжимает плоть шагреневый лоскут.

 

 

Она не может не писать, для нее писать – значит жить:

 

Когда судьба подножки ставит мне,

Я не горюю горько в тишине.

Напротив, мысли ярки и легки:

Есть снова повод написать стихи!

 

Волнует ее и проблема судьбы. Вот как она пишет в своем дневнике: «В судьбе дорог нет, есть только направления. Жизненный путь – это ходьба по бездорожью, где каждого ждут свои ямы и ухабы. 06.02.05». Она чрезвычайно требовательна к себе, ее девиз: «Ignoscas aliis multa, nibus tibi», что означает: прощай другим многое, ничего – себе. Она обладает активной жизненной позицией, утверждая: «Если жизнь – театр, то лучше быть актером, а не зрителем…» Она постоянно духовно самосовершенствуется, предъявляя к себе самые высокие требования, всю жизнь работает над собой: «… все чищу душу, за белизну ее борясь…»:

 

В своем глазу не видя и бревна,

Ты за ошибки всех винишь сполна.

Запомни – если хочешь быть любим,

Будь строг к себе и милостив к другим.

 

У нее здоровое чувство юмора, самоиронии:

 

Настолько часто в общем и в деталях

Мне косточки мои перемывали,

Что даже жить мне стало веселей –

На свете чище нет моих костей!

Ей небезразлична судьба ее поэзии:

 

Новому времени – новые песни.

Будешь ли помнить меня ты, потомок?

Канет ли голос мой в сумрачной бездне?

Или вернется еще из потемок?

 

В заключении хочется вспомнить слова первого Президента Татарстана М.Шаймиева: «Стихи и произведения живописи Лилии Юсуповой стали для меня подлинным открытием. Стихи ее лучезарны. Они глубоко философичны и мудры. Заставляют размышлять о ценности жизни, о предназначении человека. Живописные произведения Лилии – это продолжение философского осмысления роли и места человека. Она творит в разных жанрах, но в центре ее внимания всегда человек, его судьба, мечты, чаяния, размышления о счастье» [3:3].

 

Литература:

1. Лилия Юсупова. Двойной портрет. Горно-Алтайск. 1999.

2. Лилия Юсупова. О времени я думаю всегда… Горно-Алтайск. 2006.

3. Лилия Юсупова. Время любви. Горно-Алтайск. 2010.

 

 

Р.Р.Мусабекова

Институт Татарской энциклопедии АН РТ, г.Казань

Посетителей на сайте

Сейчас 11 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Найти стих

Наши партнеры

Сайт о человеческой душе
Euroharmonia.nl (Нидерланды)

Случайный стих

Restore Default Settings